• Phonetics
  • Phonetics
  • Phonetics
  • Phonetics
  • Phonetics

Проекты

Проекты

Текущие:

РНФ Фонетические проявления коммуникативной адаптации в диалоге (2019-2022)
 
РФФИ Акустические характеристики иронии при реализации функциональных интонационных моделей (2020-2022)
 

 

Завершённые:

Российский научный фонд  (РНФ): Автоматическое членение речевого сигнала на супрасегментные звуковые единицы ( 2014-2016)

Разработка систем автоматического синтеза русской речи по тексту:

– дифонного в сотрудничестве c France Telecom и Универсистетом телекоммуникаций (1993-1996 гг);

– аллофонного в сотрудничестве с компанией «Комета» (1995-1998 гг.);

– субаллофонного в сотрудничестве с компанией «Беркут» (2001-2004)

– аллофонного в сотрудничестве с компанией «Центр речевых технологий» (2004-2005);

– селективного в сотрудничестве с компанией «Центр речевых технологий» (2007-2009);

– параметрического в сотрудничестве с матмехом СПбГУ (2011-2013).

СПбГУ:"Фонетические аспекты синтеза речевого сигнала высокого уровня естественности" (2015-2017)

Минобразование (1995-2000):

«Моделирование речевого потока»

«Русский язык в его контактах с другими языками»

«Фонетический фонд языков народов России и ближнего зарубежья»

«Фонетические базы данных в теоретических и прикладных исследованиях звучащей речи»

«База данных для современных филологических исследований»

«Русский язык в его контактах с другими языками»

«Фонетический фонд языков России и ближнего зарубежья»

Ноосфера: «Этнические и языковые аспекты эволюции культуры» (1993-1995)

Минобразование (с 2000):

«Типологический и контрастивный анализ языков и культур» (2000-2004)

«Характеристика сегментных и просодических единиц в разных типах речи: норма и реализация» (2005-2009)

Университеты России:

«Развитие экспериментально-фонетических исследований в России» (1995-1997)

«Русский язык в современном обществе (фундаментальные аспекты теории взаимодействия языков на звуковом уровне)»

 «Исследования фундаментальных свойств звуковой структуры национального языка с учетом регионального варьирования и языковых контактов». (2001 - 2003 гг.)

ФЦП:

«Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы»: «Учебно-научный центр компьютерных исследований языка и речи»(1997-2000).

«Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 гг.»: «Автоматический перевод устной речи как модель языковой коммуникации в современной информационной среде» (2002 – 2004).

"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (2007-2009)

"Разработка и реализация в виде программного обеспечения технологии синтеза речи на русском языке с учетом синтаксического и семантического анализа русского текста с высоким качеством звучания" (совместно с ОАО "Центр речевых технологий") (2007-2009)

РФФИ

«Акустические свойства связной речи» (1996-1998)

«Сегментация слитной речи как модель взаимодействия уровней языковой системы» (1998-2000)

«Фонетические свойства русской спонтанной речи» (2001-2003)

 «Спонтанная речь как источник изменения произносительной нормы» (2004-2006)

 «Исследование фонетической информации в аспекте общественной безопасности в многонациональном социуме» (2007-2009)

«Звуковые материалы по балтийским языкам в Фонограммархиве Пушкинского Дома: каталогизация, сохранение, изучение»  (2009-2011)

"Огубленность и ее потеря в разных типах речи"  (2018-2019)

РГНФ:

«Исследование изменений звуковой формы русской речи» (1996-1998)

«Региональные варианты звучащей русской речи в Интернет» (1999-2001)

«Звуковая форма русской речи» (2001-2003)

«Идиш в Петербурге» (2005-2007)

«Фонетические характеристики вокальной речи» (2011-2013)

АВЦП

АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы»: «Автоматическая интерпретация просодического оформления высказывания» (2008-2010)

СПбГУ

СПбГУ: «Автоматическое распознавание и моделирование информационной структуры экспрессивной речи» (2011-2013)

СПбГУ «Исследование утомляемости голоса, связанной с профессиональной нагрузкой» (2011)

Фонд «Русский мир»: «Русская речь канадских духоборов» (2011-2012)

СПбГУ: «Фонетическая вариативность звуковых единиц в аспекте взаимодействия уровней системы современного русского литературного языка» (2010-2014)

СПбГУ:"Фонетические аспекты синтеза речевого сигнала высокого уровня естественности" (2015-2017)

Гранты Президента РФ на поддержку молодых ученых:

Грант Президента РФ на поддержку молодых ученых: Качковская Т.В.  Интонационные явления на границах синтагм (2019-2020)

Качковская Т.В. « Роль согласных в темпоральной организации фонетических единиц » (2017-2018)

Евграфова К.В. «Перцептивная шкала длительности фонетических единиц языка» (2013-2015)

Кочаров Д.А. «Пространственное моделирование русской артикуляции» (2012-2014)

Гранты Комитета по науке и высшей школе при правительстве Санкт-Петербурга:

Евграфова К.В. «Разработка методики для создания корпуса эмоциональной детской речи для исследования акустических коррелятов эмоций». (2012)

Кочаров Д.А. «Автоматическое определение коммуникативного типа высказывания» (2012).

INTAS:

«Acoustic databases in the study of language change» (1995-1997)

«Sound Archives in the WWW» (1998-1999)

«Фонетические свойства спонтанной речи в типологически неродственных языках» (2001-2003)

NWO:

«Voices from the Shtetl: The Past and Present of the Yiddish Language in Russia» (1999-2002)

«Голоса тундры и тайги» (2003-2005)

Проекты Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и Архива немецкой народной песни (Deutsches Volkslied18 archiv, Freiburg im Breisgau):

«Populäre Lieder der Russlanddeutschen. Quellen-Erschließung und Edition der Volksliedsammlung von Viktor M. Schirmunski» («Популярные песни российских немцев. Изучение и издание собрания немецких народных песен В. М. Жирмунского») (2001-2002)

«Populäre Lieder der Russlanddeutschen» («Популярные песни российских немцев») (2002-2003)

British Library:

«Safeguarding and preservation of sound materials of endangered languages in the Russian Federation for sound archives in St. Petersburg» («Сохранение звуковых материалов по языкам Российской Федерации, находящихся под угрозой исчезновения») (2006-2007)

BKM-Projekt «Kolonistische Lieder der Russlanddeutschen» («Колонистские песни российских немцев») (2008-2010)

Доп.обучение

Краткосрочная дополнительная образовательная программа повышения квалификации по направлению «Фонетика и речевая коммуникация»

Реализуется: 
а) В рамках программ дополнительного профессионального образования «Повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам ВУЗа» (331 позиция, раздела «Основные и дополнительные профессиональные программы» приложения 1.1, лицензия СПбГУ от 15.06.2010 № 0001 )  и в рамках основной образовательной программы 031000 «Филология»;

 б) по направлению ДОП: «Гуманитарные проблемы современности» Шифр 5. 
Цель: повышение квалификации ППС и аспирантов  СПбГУ, а также других  вузов в области фонетики и речевой коммуникации. 
Категория слушателей: профессорско-преподавательский состав и аспиранты СПбГУ, а также  других вузов. 
Продолжительность обучения: 72 аудиторных часа (12 недель)
Форма обучения: очная, без отрыва от работы.
Режим занятий: 6 часов в неделю
Документ об образовании: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца. 
Ведомственная принадлежность программы: по прямым договорам со слушателями 
Перечень основных разделов программы.
      План учебного процесса.
      Общая фонетика
История фонетических исследований
Акустический анализ речевого сигнала
Фонетические системы
Практическая фонетика иностранного языка (на выбор: английский, французский, немецкий, испанский).

 

№ п/п

Название разделов

трудоемкость

аудиторные занятия

самостоятельная работа

общая трудоемкость

лекции

практические занятия

итого ауд. занятия

1

Общая фонетика

14

0

14

4

18

2

История фонетических исследований

12

0

12

4

16

3

Акустический анализ речевого сигнала

0

14

14

6

20

4

Фонетические системы

0

14

14

2

16

5

Практическая фонетика иностранного языка

0

18

18

12

30

 

Итоговая аттестация

зачет

итого

 

26

46

72

28

100

Краткосрочная дополнительная образовательная программа повышения квалификации по направлению «Обучение фонетике иностранных языков»

Реализуется: 
а) В рамках программ дополнительного профессионального образования «Повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам ВУЗа» (331 позиция, раздела «Основные и дополнительные профессиональные программы» приложения 1.1, лицензия СПбГУ от 15.06.2010 № 0001 )  и в рамках основной образовательной программы 031000 «Филология»;

 б) по направлению ДОП: «Гуманитарные проблемы современности» Шифр 5.

Цель: повышение квалификации преподавателей СПбГУ, других  вузов, а также преподавателей средних учебных заведений в области методики преподавания фонетики иностранных языков (английский, французский, немецкий, испанский)
Категория слушателей: преподаватели иностранных языков (английский, французский, немецкий, испанский) СПбГУ, других  вузов, а также преподаватели средних учебных заведений
Продолжительность обучения: 72 часа аудиторных (12 недель)
Форма обучения: очная, без отрыва от работы.
Режим занятий: 6 часов в неделю
Документ об образовании: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца. 
Ведомственная принадлежность программы: по прямым договорам со слушателями
Перечень основных разделов программы.
      План учебного процесса.
Теоретическая фонетика иностранного языка (на выбор: английский, французский, немецкий, испанский).
Практическая фонетика иностранного языка (на выбор: английский, французский, немецкий, испанский).
Фонетические системы
Методика преподавания фонетики иностранных языков

№ п/п

Название разделов

трудоемкость

аудиторные занятия

самостоятельная работа

общая трудоемкость

лекции

практические занятия

итого ауд. занятия

1

Теоретическая фонетика иностранного языка

14

0

14

6

20

2

Практическая фонетика иностранного языка

0

24

24

12

36

3

 Фонетические системы

0

20

20

6

26

4

Методика преподавания фонетики иностранных языков

14

0

14

4

18

 

Итоговая аттестация

зачет

итого

 

28

44

72

28

100

Абитуриентам

 

  • Специальность «Общая и прикладная фонетика» существует с 1998 года, а как самостоятельное отделение - с 2003 года.
     
  • Образовательная программа выполняется преподавателями Кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков и сотрудников Лаборатории экспериментальной фонетики Филологического факультета.
     
  • Отделение готовит специалистов в перспективной области – анализа и автоматической обработки устной речи.
    Это одно из немногих научных и прикладных направлений, в котором наши специалисты не только соответствуют мировому уровню, но часто его опережают.
      
  • Международное сотрудничество

За все время существования программы обучения по фонетике и речевым технологиям были подготовлены более 50 специалистов.

Из них по полученной специальности работают:

за границей 12,

в частных и государственных организациях

Санкт-Петербурга – 24,

итого 65% наших выпускников занимаются профессиональной деятельностью с использованием полученной квалификации.

В процессе обучения многие из них стажировались в различных учебных и научных центрах Франции, Германии, Испании, Голландии, Финляндии, Греции, Чехии, США и др. 

Общая фонетика и искусственный интеллект в СПбГУ (Выставка «К.У.Б.» пройдет в рамках Санкт-Петербургского международного форума труда — 2023.)

Библиотека

Библиотека

Фрагмент корпуса SibLing, работа над которым ведется по проекту РНФ Фонетические проявления коммуникативной адаптации в диалоге (2019-2022)