глава 9
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ

Назад Далее

9.3. Редукция безударных гласных

Безударные гласные в слове могут занимать несколько разных позиций, существенно влияющих на их свойства. Прежде всего, все безударные разделяются на две большие группы по их положению по отношению к ударному — предударные и заударные. В зависимости от того, насколько предударный или заударный удалены от ударного, им приписыают соответствующие индексы — первый предударный, второй предударный, первый заударный, второй заударный и т. д. Чем больше номер, тем дальше данный слог от ударного. Кроме этого важно и положение безударного по отношению к абсолютному началу или абсолютному концу слова: например, второй предударный в абсолютном начале не похож по своим характеристикам на второй предударный после согласного — ср. отбежал и подбежал, а заударный в абсолютном конце не похож на заударный перед согласным — ср. школа и школам.

После этих предварительных замечаний рассмотрим более подробно редукцию безударных гласных. Различают два вида редукции — количественную и качественную. Количественная редукция — это сокращение длительности безударных гласных по сравнению с длительностью ударного. Наглядно представить себе это сокращение можно при знакомстве с рис. 9.2, где приведены сонаграммы слов с ударными и безударными гласными. На рисунке видно, что с удалением от ударного слога длительность предударных и заударных уменьшается.

Рис. 9.2. Сонаграммы слов с ударными и безударными гласными

Подробный анализ количественной редукции безударных гласных показал, что эта тенденция по-разному проявляется при произнесении разных гласных. Например, можно говорить о том, что безударные аллофоны фонемы /A/ существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, в каком слоге — первом или втором предударном — они находятся. Поэтому можно говорить о двух степенях редукции безударных аллофонов /A/. Что касается других гласных в безударном положении, а именно [u, i, ö], то, несмотря на проявление той же тенденции к уменьшению длительности безударного с его удалением от ударения, говорить о двух степенях редукции все же нельзя, потому что различия между первыми и вторыми предударными аллофонами по длительности не столь значительны и не столь последовательны, как в случае аллофонов фонемы /A/. Это связано с различиями в собственной длительности гласных: самый открытый гласный [A] имеет максимальную длительность, поэтому возможности для ее сокращения в безударных слогах довольно велики. Гласные верхнего подъема [u, i, ö] имеют меньшую собственную длительность, и сокращение ее в безударном положении в тех же пропорциях, что и сокращение длительности [A], потребовало бы более значительного контроля за артикуляцией. Действительно, если длительность ударного аллофона [A] около 200 мс, то в первом предударном она составляет около 100 мс, а во втором предударном — около 50 мс. При длительности ударного аллофона [u] около 100 мс в первом предударном должна бы быть длительность около 50 мс, а во втором — около 25 мс. Фактически же и в первом и во втором предударных слогах безударные аллофоны имеют длительность от 40 до 60 мс.

Напомним, что гласные второго предударного слога, если они находятся в абсолютном начале слова, в меньшей степени подвержены количественной редукции.

Количественная редукция заударных слогов несколько отличается от редукции предударных. Даже в первом заударном слоге, если он не находится в абсолютном конце слова, сокращение длительности сопоставимо с редукцией во втором предударном. Кроме того, все заударные слоги находятся в более невыгодном фонетическом положении, чем предударные: мы уже знаем, что начало слова произносится всегда громче, чем его завершение, т. е. что динамические характеристики слова характеризуются ослаблением в заударных слогах. Комбинация количественной редукции (сокращения длительности) с ослаблением напряженности, приводящим к ослаблению громкости, изменяет свойства заударных по сравнению с предударными очень значительно, так что можно говорить об особом типе заударной редукции гласных. Нужно при этом заметить, что заударный гласный в абсолютном конце слова не подвергается сильной количественной редукции и его длительность может быть очень значительной, хотя артикулируется он с ослабленной напряженностью и имеет малую громкость.

Кроме количественной редукции безударные гласные характеризуются и качественной редукцией, т. е. изменением артикуляторных характеристик в результате сокращения длительности. Качественная редукция может быть охарактеризована как результат недовыполнения артикуляторной программы в связи с дефицитом времени: предположим, что для произнесения гласного нижнего подъема необходимо около 200 мс — за это время язык успевает перейти от артикуляторного положения предшествующего гласному согласного к нижне-заднему положению, необходимому для того, чтобы получилась артикуляция [A]. При сокращении длительности безударного это положение не достигается, и чем меньше длительность безударного, тем больше отличается его артикуляция от артикуляции соответствующего ударного. Нужно сказать, что максимальная качественная редукция характеризует именно безударные аллофоны фонемы /A/, поскольку для произнесения безударных аллофонов других гласных может не потребоваться время, сопоставимое с длительностью безударного: фонемы /u, i, ö/ — все верхнего подъема, так что переход от артикуляции согласного, предшествующего гласному, к артикуляции безударного аллофона любой из этих фонем может произойти быстрее, чем переход к артикуляции гласного нижнего подъема.

Одним из важных последствий сокращения длительности безударных гласных является отсутствие в их артикуляции того участка, который бы был сопоставим с артикуляцией соответствующего ударного гласного. В акустическом плане это приводит к отсутствию стационарного участка, что еще более усугубляет качественную редукцию, лишая безударный гласный фонетической определенности. В главе, посвященной комбинаторно-позиционным изменениям, мы уже рассматривали это явление, и здесь можно лишь еще раз подчеркнуть, что в традиционной описательной фонетике слишком обобщенно характеризуются безударные аллофоны, поскольку их сильные комбинаторные изменения почти совсем не учитываются. Для иллюстрации этих изменений приведены сонаграммы слов с соответствующими гласными аллофонами

Рис. 9.3. Сонаграммы слов, содержащих безударные аллофоны  гласных с сильными комбинаторными изменениями под  влиянием окружающих их согласных: фыркать, табакерку, конечный

Теперь мы можем рассмотреть классическую формулу А. А. Потебни, характеризующую фонетические свойства редукции безударных. Выдающийся лингвист XIX в. так писал о словесном ударении: «Если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно изобразить так: 1,2,3,1» Список литературы № 47. Как видно из этого высказывания, фонетическим коррелятом ударения Потебня считал какое-то свойство, которое он называл тонической силой. Если мы измерим длительности аллофонов фонемы /A/ во всех этих позициях, то обнаружим, что они почти идеально соответствуют тем коэффициентам, которые содержатся в формуле Потебни. Таким образом, можно считать совпадающими длительность и «тоническую силу». Однако эта гениальная формула справедлива только для тех случаев, когда слово имеет структуру CVCVCVCVC, где все гласные — аллофоны /A/. Если в слове ударные и безударные аллофоны — разные фонемы, то это соотношение не соблюдается: например, в слове солить первый предударный гласный по отношению к ударному будет составлять не 2/3, а больше, поскольку ударный аллофон /i/ имеет меньшую собственную длительность, чем ударный аллофон /A/. В том же случае, когда в первом предударном будет [i], а в ударном [A] — пила, отношение тоже будет не 2/3, а меньше, поскольку [i] в первом предударном значительно короче, чем [A]. Таким образом, чем разнообразнее вокалический состав слова, тем больше можно ожидать отклонений от формулы Потебни. Другая причина отклонений от этой формулы — влияние позиции абсолютного начала или абсолютного конца, где характер редукции иной.

Обобщая сведения о редукции гласных, мы можем говорить о том, что в русском слове есть противопоставление любого предударного любому заударному, а для аллофонов /A/ еще и различение редукции первой и второй степени в предударных слогах. Отсутствие согласного в непосредственном соседстве с безударным гласным — перед ним в предударном положении и после него в заударном — ослабляет редукцию этого гласного.

Мы рассмотрели здесь только свойства двух предударных и одной заударной позиции. В других позициях — третьем или четвертом предударном, втором, третьем и т. д. заударном слогах — свойства гласных зависят от того, возникает или нет второстепенное ударение: если оно появляется, то удаленные от главного ударения гласные редуцируются как бы на одну ступень меньше, чем при отсутствии второстепенного ударения, если же его в слове нет, то редукция этих слогов в принципе сопоставима с редукцией второго предударного или заударного.



Далее